вторник, 25 января 2011 г.

Приемы деятельностного подхода


Обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.
Известно, что в определенных возрастах происходит формирование тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. 

Из вышесказанного можно сделать однозначный вывод о необходимости уделять пристальное внимание деятельностному подходу к организации образовательного процесса. Одним из средств реализации данного подхода является создание учебных ситуаций, в которых дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его. Учебная ситуация, в отличие от учебных заданий, провоцирует обучающихся на активное действие, создает мотивацию не вы-нуждения, а по-буждения.
А теперь, попробуем провести ревизию своих приемов работы на занятиях и поделиться приемами активного действия - побуждения

Комментариев нет:

Отправить комментарий